Воспитание
5/5

Почему нельзя мешать ребенку-левше использовать левую руку

от
21 мая 2017
213
0

    Как известно, левша — это человек, который левую руку использует намного чаще, чем правую. Это проявляется как в бессознательных действиях, так и при выполнении тонких операций с мелкими предметами; левша держит ложку в левой руке во время приема пищи и карандаш — во время рисования. И, конечно, левша будет писать левой рукой. Статистика утверждает, что людей, которым удобнее пользоваться левой рукой, не более 15% от общего населения. Причем некоторые исследователи дают меньшую цифру — около 5%. И, как утверждает сравнения статистических данных, число леворуких постепенно уменьшается в процентной пропорции.

    Главной же причиной этого является попытка родителей и учителей переучить ребенка, заставить его пользоваться правой рукой чаще, чем левой. Делают это и ради удобства (учителей и родителей, а не детей, которым и так хорошо), и из-за ложного утверждения, что леворукость якобы является отклонением от нормы. Современные родители, которые далеки от этих идей, хотя бы интуитивно понимают, что пытаться переучить ребенка не только сложно, но и вредно для него. И детские психологи это подтверждают, утверждая, что любые попытки силой заставить ребенка переучиться работать правой рукой могут привести к скверным последствиям.

почему нельзя мешать ребенку-левше использовать левую руку на learning.by

    В чем главные особенности леворуких детей?

    Если ребенок — левша, это указывает на определенные отличия от сверстников. И на самом деле то, что левша в основном пользуется левой рукой является не причиной этих различий, а следствием, потому что суть в особенностях работы головного мозга, а не рук. Человеческий мозг является очень интересным, удивительным органом, за работой которого можно проследить через другие части тела. Как ни странно, людям присущ противоположный связь полушарий.

    Например, известно, что за зрение отвечает та часть мозга, которая находится на затылке. Так вот, за работу левого глаза соответствует правое затылочное полушарие, а за работу правого глаза — левое. С руками та же ситуация: если ребенок лучше владеет правой рукой, более активным является левое полушарие, а вот у леворуких людей более активным является правое. Оно, кроме левой руки, ноги и глаза, отвечает за следующие функции:

    Очевидно, что независимо от того, какой рукой лучше владеет человек, он использует весь мозг целиком. Ведь абстрактное мышление свойственно всем людям, в том числе и правшам, среди которых много музыкантов, писателей и людей творческих. Так же и каждый левша использует левое полушарие мозга, которое, помимо прочего, отвечает за возможность общаться с помощью слов — почти каждый левша умеет говорить не хуже человека, который пользуется правой рукой. Но, конечно, определенные последствия этих расхождений есть. Например, левша действительно имеет преимущественно лучшее чувство ритма, больше ориентируется на эмоции и тому подобное. Особенности работы мозга — не причина, а следствие того, как себя выражает природа человека.

    Что интересно, леворукость может быть как врожденной, так и приобретенной. В первом случае она обусловлена ​​генетически. А вот во втором это явление возникает чаще всего, когда ребенок пытается копировать кого-то. Скажем, друга-сверстника из детского сада, родителей, или дедушки-левшу. Постепенно, благодаря гибкости детского восприятия, это становится привычкой.

    Как ни странно, если ребенок сам себя переучивают пользоваться больше той или иной рукой, вреда от этого не будет. Напротив — через развитие моторных навыков малыш стимулирует работу мозга. В результате устанавливается нечто вроде обратной связи. Важно, что степень леворукости является относительной. И это справедливо и для детей, которые больше работают правой рукой. Некоторые малыши могут достаточно легко переходить в исполнении будничных дел с одной руки на другую, но некоторым присуща уверенная работа только одной рукой. И понять меру того, как ребенок может без психологических травм переходить с праворукого «режима» на леворукий может только он сам. Происходит это интуитивно: когда малыш понимает, что то или иное дело ему проще делать левой рукой, он просто начинает это делать. И если он пытается подражать родителям, которые все делают правой рукой, но у него это не получается, то он просто снова начинает делать все так, как ему удобно. Вмешиваться в этот процесс не стоит. Наоборот, родителям следует стимулировать ребенка, поощрять его изучать собственные возможности.

почему нельзя мешать ребенку-левше использовать левую руку на learning.by

    Почему родителям и учителям нельзя переучивать левшу?

    Детские психологи давно обнаружили, что попытки заставить ребенка больше работать правой рукой могут привести к плохим последствиям для развития малыша, его отношениям со сверстниками и родителями, а также — его психологическому состоянию. Почему? Специалисты, которые занимались этим вопросом, заметили некоторые особенности поведения детей, обладающих леворукостью. Прежде всего, они более упрямы. Если не мешать ребенку пользоваться той рукой, которой ему удобно, это упрямство можно направить в конструктивное русло, воспитав настойчивость, решительность и желание всё доводить до конца. Но в случае, когда ребенок испытывает на себе попытки переучить его на использование правой, это вызывает естественное сопротивление, негативно отразится на способности малыша идти на контакт с окружающими. Это следствие особенно обостряется из-за того, что левша по природе своей более доверчивый, открытый и непосредственный в общении. Фактически, попытками переучить ребенка-левшу родители совершают психологическое давление и насилие над ним, над его природой. И раньше это доходило до абсурдных явлений. Например, леворуким детям зашивали карманы слева, чтобы они ничего туда не клали. И во времена, когда удары линейкой по рукам и пальцам были типичным педагогическим методом, многие из детей страдали в школах физически из-за своей природной склонности все делать левой рукой. Сейчас, конечно, таких методов избегают, но и более, казалось бы, мягкие методы переучить ребенка являются насильственными.

    Ибо все детские психологи отмечают, что леворукость — это не отклонение от нормы, а особенность ребенка, его собственный вариант нормального развития.

    Кроме явных психологических проблем, могут возникнуть и проблемы со здоровьем физическим. Прежде всего, леворукие дети, которых пытаются переучить, страдают от неврозов, следствием которых может быть детский энурез, склонность к истерикам, неконтролируемые изменения настроения и тому подобное. Также могут возникнуть проблемы со сном, в результате которых ребенок будет вялым, ухудшится его иммунитет. Иногда в этих случаях наблюдаются боли в животе, ухудшение зрения. Но худший результат, который может произойти с ребенком — заикание. С этой проблемой справиться будет гораздо сложнее.

    Поэтому родителям ни в коем случае нельзя переучивать детей, которым удобнее пользоваться левой рукой. Хотя часто ребенок-левша позже начинает говорить, иногда ему может потребоваться помощь логопеда, но это не стоит считать недостатком. Ведь взамен такие дети одаренные творчески, и эти способности, которые проявляет малыш уже в раннем возрасте, следует стимулировать и развивать.

    Взрослые люди, которые больше работают левой рукой, имеют определенные особенности. Например, они гораздо быстрее усугубляются в любую задачу и, в среднем, быстрее находят ее решение. При этом взрослый человек-левша чаще впадает в депрессию и более эмоционален в целом. Вместе с тем таким людям свойственно умение смотреть на ситуацию не столько последовательно, сколько в целом, они видят полную картину событий и могут выделить в ней главное. Во многих видах спорта леворукость может быть очень полезной, например, в фехтовании или боксе.

почему нельзя мешать ребенку-левше использовать левую руку на learning.by

    Как помочь ребенку-левше?

    Прежде всего, родителям надо убедиться, что никто другой не пытается переучить их ребенка. До сих пор есть учителя, которые считают это необходимым. От их влияния ребенка надо решительно защитить.

    Кроме того, ребенок-левша из-за ориентации на образное мышление испытывает сложности с изучением обычных школьных предметов, таких как математика и письмо. Но не потому, что таким детям трудно даются буквы — просто учебная программа для них не приспособлена. Родителям следует заниматься с ребенком дополнительно, используя абстрактные модели. Например, представить каждую букву алфавита как рисунок ( «Х» как человека, который поднял руки, «О» как колесо от велосипеда и т.п.) или использовать интерактивные упражнения и обучающие игры — все, что стимулирует воображение и уже через него откладывает в памяти ребенка ту или иную информацию.

    Также стоит покупать для леворукого ребенка специальные линейки, ручки и прочие канцелярские принадлежности. Производители последние годы делают эти предметы одинаково удобными как для детей-правшей, так и для тех, кто работает левой рукой. Но есть и фирмы, специализирующиеся на продукции для леворуких. Их изделия обычно недорогие, но действительно рассчитаны на то, что ребенку-левше будет удобно.

    Особым образом нужно и организовать рабочее пространство такого ребенка. Свет на письменный стол должен падать с правой стороны. Когда малыш идет в школу, стоит настоять на том, чтобы он сидел слева от соседа (так они не будут мешать друг другу) и как можно левее от доски, чтобы лучше воспринимать информацию.

    Интересные факты о левшах

    Некоторые исследователи утверждают, что несмотря на небольшие сложности в малом возрасте с усвоением числовой информации и речью, позже ребенок-левша демонстрирует превосходные возможности по запоминанию информации. Также таким детям свойственны творческие способности. Трудно перечислить всех одаренных людей, которые были левшами. Это и Леонардо да Винчи, и Исаак Ньютон, и Микеланджело Буаннароти. Среди писателей Марк Твен, Иоганн Вольфганг фон Гете. Среди предпринимателей Бенджамин Франклин и Генри Форд. И конечно, нельзя забывать знаменитых музыкантов, которые все делали левой рукой. Это Николо Паганини и Майкл Джексон, Людвиг ван Бетховен и Джимми Хендрикс.

    При этом до сих пор неизвестно, когда, как и почему люди в большинстве своем стали больше рассчитывать на правую руку. Бытует мнение, что так в старину было безопаснее, ведь сердце находится немного левее, и протягивая вперед руку (с оружием на войне или на охоте) человек меньше рисковал.

    В любом случае ориентация на правую или левую руку в выполнении повседневных операций — часть природы человека. И ее нельзя игнорировать.

Ваша оценка
Комментарии
Добавить комментарий
Авторизируйтесь, чтобы оставить отзыв
Следующие статьи

Cупергерои и все, что нужно о них знать

02 июня 2018
Понятно, что современные дети знают абсолютно все о супергероях, о вселенных, из которых те пришли и даже выделяют своих кумиров. Хорошо это или плохо, и имеет ли это хоть какое-то влияние на детей, предлагаю разобраться вместе.

Какое влияние оказывает реклама на детей?

02 июня 2018
На каждом шагу нас ожидает реклама. На улице, в телефоне, телевизоре и интернете. Однако, мы уже настолько привыкли к этому, что заставляем маркетологов ломать себе голову, как сделать продукт заметным. Только это не работает в ситуации с детьми. Когда они видят рекламу, они вряд ли осознают, что она может их в чем-то обманывать. С этого и возникают проблемы. Мы решили узнать, чем реклама может на самом деле навредить малышу.

Как помочь ребенку стать сообразительным? (часть 2)

03 апреля 2018
Чтобы малыш вырос интеллектуальным человеком, помогать ему в этом нужно уже с самого детства. Мы подготовили несколько советов, которые станут вам хорошими советчиками в этом нелегком деле. Они касаются периода беременности, дальнейшего питания ребенка, воспитания, музыки и игр. Итак, нам есть что обсудить.