Образование
5/5

Рейтинг стран с лучшим в мире образованием

от
21 мая 2017
228
0

    Когда речь идет о развитии и реформировании школьного образования в странах СНГ, очень часто принято опираться на «пример зарубежных систем». Считается, будто за пределами нашего государства школьная система образования эффективнее и качественнее. На самом деле на просторах СНГ образование совсем не является отсталым, хотя организация учебно-воспитательного процесса и имеет кучу недостатков. Однако при условии введения ряда реформ и увеличения финансирования, школы смогут за короткое время стать одними из лучших в Европе.

    Не будет лишним брать пример с лучших. Другое дело, что обычно этих «лучших» мы мало знаем. Пришло время рассказать о странах, организация и реализация школьного образования в которых, может стать удачным примером для подражания.

рейтинг стран с лучшим в мире образованием на learning.by

    Список стран-лидеров:

    Как ни странно, лидерами школьного образования являются страны Азии. Несмотря на то, что традиционно лучшие университеты все же в Европе и США, именно в государствах дальнего Востока видим эффективную и наиболее продуманную систему школьного обучения. Итак, если назвать десяток стран с лучшими школами (в среднем), то можем получить следующий список:

    Критериями для отбора были средняя успеваемость учащихся школ, процент бюджета страны, который идет именно на образование, а также среднее количество учеников, которые продолжают образование в вузах после школы.

    Этот рейтинг действительно может стать для многих большой неожиданностью. Как ни странно, США в список стран с лучшим образованием в школе не вошли — слишком большое количество детей после школы (или даже не закончив старшие классы) идет работать, кроме того, система образования критикуется, как еще не до конца проработана. Страны СНГ, как и ожидалось, тоже в список не попали — слишком разрушительный наследство оставила после себя неэффективная сейчас система школьного образования СССР.

    Но как страны-лидеры из этого списка смогли стать лидерами и в этом вопросе? Что особенного в организации учебного процесса там? И подходит нашим школам тот путь, который прошла школа в, скажем, Японии?

рейтинг стран с лучшим в мире образованием на learning.by

    Загадочный азиатский менталитет

    Хотя, согласно этому рейтингу, первое место и принадлежит Южной Кореи, Япония, занявшая вторую позицию, отстала от нее совсем не намного. Образование в Сингапуре и Гонконге также почти в равной мере на достойном уровне. Возможно, секрет этого в типичной азиатской настойчивости. Менталитет стран из этого списка очень отличается от европейского. В центре жизни человека там становится работа. В отличие от американской системы ценностей, которая продиктована культурой потребления, работа для азиатов — не просто источник обогащения и высокого места в социуме.

    Как Япония, так и Южная Корея является густонаселенными мононациональными государствами, жители которых воспринимают себя как часть целого. таким образом, вместо культуры индивидуализма, там проповедуется вклад отдельной личности в общее благосостояние. Поэтому успешное обучение для азиатов — в определенной степени дело чести, возможность доказать собственную необходимость и значимость. Хотя и среди жителей этих стран есть индивидуалисты, которые в основном занимаются искусством или идут в частный сектор экономического развития, так как большая часть людей воспитывается именно в рамках идеологии коллективизма. Хорошо это или плохо? Трудно сказать. Наверное, это просто что-то другое, что подходит именно им. Факт остается фактом: Южная Корея инвестирует в школьное образование очень большие деньги. Эти суммы идут на улучшение условий обучения и постепенную реорганизацию школы. Нельзя сказать, что школа в Корее нуждается в реформах. Вместо этого она вырабатывает небольшие и эффективные изменений в организационном плане каждый год. Маленькие обновления методологии преподавания, новые учебные материалы и эффективное использование технологий делают эту страну лидером. С другой стороны, в Южной Корее немало школ, где дети учатся семь дней в неделю. Поэтому, возможно, подражать нужно не во всем.

    Япония тоже тратит огромные суммы денег на инвестирование в среднее образовании. И в этой стране успешно внедряются новые технологии, которые используются, как дополнительный учебный материал. В Японии нововведения в образовании также являются регулярными. Но вместе с тем, школьная программа недостаточно внимания уделяет развитию мышления подрастающего поколения.

    Сингапур — страна особенная. Большинство населения — этнические китайцы, но ближайшие соседи довольно сильно отличаются от Сингапура в культурном плане. Этот город-государство ориентируется на Запад и тесно сотрудничает с Китаем, Японией и Тайванем. Учитывая достаточно сложное географическое положение, широкие культурные связи и малую территорию, Сингапур не может не воспринимать вопросы школьного образования всерьез. Взяв лучшее из многих иностранных учебных программ, Сингапур доводит их до безупречности и делает что-то свое. Поэтому неудивительно, что большинство населения имеет хорошее образование.

    Гонконг соединил традицию британской системы школьного образования (которая осталась с колониальных времен) с чисто азиатской настойчивостью. В результате школы в этой стране действительно позволяют получить знания, которые пригодятся в будущем.

Более понятна нам Европа с точки зрения образовательного процесса

рейтинг стран с лучшим в мире образованием на learning.by

    Система образования в Европе, в противовес азиатской, воспитывает индивидуальность и имеет целью развитие личности без обязательной связи с тем или иным общественным институтом. Такой подход кажется нам ближе, ведь в системе школьного образования, как и много где, проповедуемые идеи свободы: свободная возможность развивать свои способности и навыки без привычных типичных рамок. Поэтому большую роль в школьном образовании Финляндии и Великобритании занимает искусство и дискуссионный характер преподавания. Детям прививается понимание собственного права отстаивать свое мнение. Это делает их более самостоятельными.

    При этом единственная целесообразна критика системы образования Финляндии — поздний возраст первоклассников. Детей отправляют в школу там в возрасте 7 лет. По другим критериям образование там может и не такое эффективное, как в странах, являющихся лидерами списка, но более гармоничное и цельное.

    Что касается системы школьного образования Великобритании, то значительный её плюс — решение проблем, как говорится, «на местах». То есть, при наличии унифицированной системы образования все реальные вопросы решаются отдельно в каждой части страны — Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии и, конечно же, самой Англии. Это позволяет оптимизировать учебную программу и сделать её наиболее приспособленной для нужд и менталитета населения каждого из регионов.

    Для школ Канады и Нидерландов хорошую службу послужили большие инвестиции и эффективная система преподавания предметов. Эти же преимущества в полной мере соответствуют и организации обучения в ирландской школе. И хотя в целом сумма инвестиций, которые Ирландия вкладывает в среднее и начальное образование в своей стране, ниже аналогичного показателя чем для стран, которые в рейтинге заняли более высокие места, свои преимущества есть и здесь. Главное — это искреннее желание сделать образование в Ирландии действительно качественным. Национальный кельтский язык (то есть собственно ирландский) возрождается после господства британцев именно благодаря школьному образованию. Кроме того, обучение в вузах бесплатное для всех, кроме граждан ЕС. И в вопросе инвестиций все не так просто. Может, сумма денег, которая вкладывается в развитие школ, для Ирландии меньше, чем, скажем, для Финляндии, но процент бюджета эта сумма занимает больше.

    Что же касается Польши, то свое десятое место она получила благодаря хорошим результатам в реформировании образования. Соответствующее Министерство приложило немало усилий для реорганизации учебного процесса и создания современной и интересной для детей польской школы.

   Итак, если посмотреть на страны в этом рейтинге, то можно увидеть, что рецепт успеха довольно прост: достаточные инвестиции со стороны государства, применение современных технологий в преподавании, открытый подход к новаторским методикам и целенаправленная реорганизация школьного процесса. Остается только воспользоваться этим опытом на практике.

Ваша оценка
Комментарии
Добавить комментарий
Авторизируйтесь, чтобы оставить отзыв
Следующие статьи

Как и для чего дети должны уметь различать "фейковые новости"?

17 июня 2018
Несмотря на то, что большинство взрослых признают, что всё, что они читают в Интернете, не соответствует действительности, подростки относятся к этому вопросу гораздо легкомысленнее. Они с большей вероятностью поверят в "фальшивые новости". Подросткам не хватает правильного понимания различия рекламы и развлекательного контента от настоящих новостей.

10 причин, почему дети ведут себя плохо

17 июня 2018
Дети используют свое поведение для того, чтобы показать, как они себя чувствуют и думают. Часто они сообщают что-то через собственную модель поведения, так как не способны точно вербализовать свое сообщение. Как родителям нам достаточно важно понимать именно причину такого иррационального поведения малышей. От этого понимания может зависеть будущее моделирования поведения ребенка. Итак, какие они, причины появления негативного поведения детей?

Cупергерои и все, что нужно о них знать

02 июня 2018
Понятно, что современные дети знают абсолютно все о супергероях, о вселенных, из которых те пришли и даже выделяют своих кумиров. Хорошо это или плохо, и имеет ли это хоть какое-то влияние на детей, предлагаю разобраться вместе.